ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ МЕГАПОЛИСА

Оценки специалиста

Устойчивое развитие мегаполиса предполагает усиление экологической составляющей и гармонизацию экологических и экономических интересов общества на всех уровнях управления.

Чрезвычайная сложность и комплексность проблем природопользования, большое влияние окружающей среды на качество жизни населения ставят задачи эколого-экономических исследований и гласности результатов действий Правительства Москвы по охране окружающей среды в число приоритетных.

В данном сборнике дается анализ современных природоохранных проблем Москвы и показаны направления их решения в рамках реализации московской Концепции обеспечения экологической безопасности города.

Затронутые в нем темы отражают состояние окружающей среды и существующее положение в сфере природопользования. Особое внимание в материалах сборника уделено определению основных экологических принципов и приоритетов городского развития и роли эколого-экономических механизмов в осуществлении природоохранной политики в городе.

Одним из новых инструментов эффективного регулирования этих отношений является экологический аудит. Он позволяет определить и оценить проблемы для выработки конкретных действий по принятию хозяйственных решений, связанных с воздействием на окружающую среду, установлению экологических ограничений и регламентаций хозяйственной деятельности.

Основные выводы, содержащиеся в материалах сборника, должны способствовать повышению эффективности и обоснованность принимаемых хозяйственных решений

ВЛАСТЬ НА СТРАЖЕ ПРИРОДНОГО БОГАТСТВА

В условиях увеличения техногенных нагрузок страдает растительность и животный мир, который генетически менее приспособлен к загрязнению воздуха, воды, почв, закислению осадков. По оценкам специалистов в связи с деградацией природной среды ежегодно исчезает 10-15 тысяч разновидностей (преимущественно простейших) организмов. Это означает, что за грядущие 50 лет планета потеряет, по разным данным, от четверти до половины своего биологического разнообразия, формировавшегося сотни миллионов лет.

Москва всегда славилась своими природными богатствами. В числе сохранившихся в городе природных комплексов – объекты уникальной экологической, ландшафтной, историко-культурной ценности: национальный парк “Лосиный остров”; природный парк "Битцевский лес"; водно-ландшафтная система "Крылатское - Серебряный бор - Строгино"; историко-культурные ансамбли "Коломенское", "Царицыно", "Кусково" и др. Самые крупные лесные массивы расположены по окраинам Москвы – это Лосиный остров, Измайловский лес, лесопарк “Кузьминки”, Битцевский лес, Серебряноборское опытное лесничество РАН.

Состояние зеленых насаждений в городе по различным оценкам таково: более одной трети природных и озелененных территорий Москвы (около 22 тыс. га) находятся в стадии дигрессии. За последние 28 лет после утверждения генерального плана Москвы (1971 год) застроено 4 тыс. га территорий, зарезервированных под озеленение; более 5 тыс. га территорий остались неосвоенными; ощутимым нарушениям подверглась система малых рек и речных долин.

Крайне опасно для столицы изменение баланса застроенных и занятых растительностью пространств в сторону уменьшения последних.

В последнее время произошли существенные негативные процессы, приведшие к потери части зеленого фонда города: до 10% зеленых насаждений потеряно за счет застройки, произошла значительная гибель зеленых насаждений из-за возраста (половина посадок была произведена в послевоенные годы) и загрязнения окружающей среды.

Ураган 1998 года нанес огромный ущерб зеленому хозяйству города. Только на особо охраняемых природных территориях было уничтожено тогда 31109 деревьев. Например, в памятнике природы “Ельник” и в природном парке “Битцевский лес” на площади свыше 3 гектаров лес был уничтожен полностью.

Озабоченность ситуацией в зеленом хозяйстве города отразилась в целом ряде документов правительства Москвы, принятых в последние годы. Все они направлены на меры по защите растений в городе и повышение эффективности механизма управления зеленым хозяйством. Создана правовая и нормативно-методическая база по защите Природного комплекса Москвы.

По оценкам специалистов из-за загрязнения по биологическим причинам и в следствие неразумного применения соли наблюдается массовая гибель деревьев вдоль дорог, во дворах и на озелененных территориях. В этом случае массовое “обеззеленение” города вызывает негативное социальное напряжение.

На снижение качества жизни в Москве определенное влияние оказывает непрерывное сокращение площади зелёных насаждений, происходящее в последние десятилетия. При отсутствии живых барьеров загрязняющие вещества дальше распространяются от подвижных и стационарных источников, а ведь только зеленые насаждения биотрансформируют сотни тысяч тонн загрязняющих веществ за счет создания градиента между городской застройкой и “зелеными территориями”. Способствуют рассеиванию вредных веществ, снижают шумовую нагрузку от автомобилей и других источников.

Зеленым территориям различных видов угрожают различные опасности: одним – вытаптывание газонов, другим – отчуждение территории под застройку, третьим – загазованность воздуха автотранспортом и вредными выбросами производств и т.д.

В жилых микрорайонах зеленые насаждения страдают из-за недостатка элементарного ухода (отсутствие полива, подкормок минеральными и органическими удобрениями, нарушение технологии обрезки и т.д.), от вырубки под строительство объектов (торговые павильоны, гаражи и т.д.).

Зеленые насаждения в условиях города способны задерживать десятки тонн пыли, концентрировать в листьях тяжелые металлы (кадмий, свинец, цинк и т.д.), очищать воздух от дыма и вредных газов (окислы азота, серы и др.), обогащать воздух кислородом, жизненно необходимом для человека. Они являются и глушителями шума. Плотные, сомкнутые по вертикали насаждения снижают уровень шума на 15-18 ДБ. Существенное снижение уровня шума наблюдается уже при полосе зеленых насаждений шириной 10-15 метров. В связи с обострением экологической обстановки в городе такая санитарно-гигиеническая роль зеленых насаждений выходит на первое место как мощное средство нейтрализации вредных последствий техногенного загрязнения для городского населения.

Понятие “почвы” в Москве также давно потеряло свой генетический смысл. Естественный почвенный покров уничтожен на 85% территории. Зелёные насаждения скверов, бульваров, газонов создаются на искусственных почвенных субстратах. Антропогенное воздействие стало преобладающим над естественными факторами почвообразования.

Вдоль улиц и автомагистралей города характерно размещение зеленых насаждений в разделительных полосах. Корнеобитаемый почвенный слой – насыпной, обновляется редко, перемешивается с техногенными грунтами в связи с ремонтом или реконструкцией покрытия дорог. Характерно интенсивное воздействие транспортных выбросов и химических реагентов, используемых для борьбы с обледенением дорог. Содержание солей в почвах газонов достигло уровня среднего засоления (0,5-0,6% солей по плотному остатку), а содержание ионов натрия превышает фоновые значения в десятки раз даже в летний период, когда почва должна бы промыться дождевыми водами. Такое состояние почвы является пределом для нормального роста и развития большинства видов деревьев, кустарников и газонных трав, традиционно используемых в озеленении Москвы.

Жизнеспособность растений падает по мере аккумуляции солей в их тканях, и ослабленные растения в еще большей степени подвергаются воздействию различных техногенных факторов. Кроме того, растения нередко находятся в сфере воздействия подземных инженерных коммуникаций (тепловое воздействие от коллекторов тепловых сетей, влияние электрических полей и др.).

Лесопарки и парки – единственные места, где на достаточно большой площади может сохраняться биоразнообразие и генофонд растений. Формирование зеленых насаждений лесопарков и парков происходит на зональных почвах, сохраняющих в целом свое строение и основные геохимические процессы.

Деградация городской среды усугубляется неэффективностью эксплуатации земельных ресурсов: по оценке НИиПИ Генплана Москвы не менее четверти территории селитебной зоны и от 40 до 60% территории промзон используется нерационально.

Следует отметить, что в результате интенсивного антропогенного воздействия площадь зеленых насаждений города, начиная с 1985 г. неуклонно уменьшается. Так, если в 1993 г. площадь объектов озеленения равнялась 45,0 тыс. га, (размер площади зеленых насаждений был определен в соответствии с постановлением Правительства Москвы № 68 от 02.02.93 г), то в настоящее время общая площадь территорий Природного комплекса города, по данным ГУП НИиПИ Генплана Москвы, составляет 35,1 тыс. га. Причем 56% этой территории занято лесными и парковыми массивами, а 13,5% - незастроенными долинами рек. Вместе с тем, согласно комплексной оценке экологического состояния городской среды, проведенной по заказу Москомприроды, обеспеченность озелененными территориями в городе составляет менее 33% требуемой. При этом их защитная эффективность с каждым годом падает из-за высокого уровня техногенной нагрузки. Одновременно происходит обеднение флоры и фауны, увеличивается заболеваемость древесных массивов, особенно заметное в районах новой застройки, массового отдыха и свалок. Всё это снижает экологическую устойчивость городской среды.

Основу системы зеленого хозяйства города составляют 17 лесопарков, 17 городских, 58 районных и 9 специализированных парков, 14 садов, около 700 скверов и свыше 100 бульваров.

Природная растительность на территории города сохранилась в виде отдельных фрагментов естественных сообществ, самым крупным из которых является Национальный парк “Лосиный остров”, имеющий площадь в черте города – 2910 га, природный парк “Битцевский лес” – 2230 га и др., которые составляют основу природного комплекса Москвы.

Природный комплекс (ПК), площадь которого составляет около 20 тыс. га (примерно 22% площади Москвы), включает в себя не только традиционные объекты городского озеленения - сады, парки, скверы и бульвары, но и городские леса и лесопарки, долины малых рек с фрагментами пойменных и суходольных лугов, низинных болот, реки и водоемы в естественных берегах, где произрастает 366 видов древесных растений. Территории ПК, по оценке Москомприроды, частично находятся в хозяйственном ведении префектур (28,4%), ГУП “Мосзеленхоз” (19,4%) или переданы сторонним пользователям (19,3%). Бесхозные и ведомственные территории составляют около трети всей площади ПК (32,9%).

Следует отметить, что в управлении территориями Природного комплекса отсутствует единая система управления и контроля с жесткой вертикалью подчиненности. В штатах балансодержателей территорий ПК отсутствуют специалисты по сохранению водного, растительного, животного мира. Принципы ведения лесного хозяйства построены на инженерных подходах, недостаточных для сохранения и восстановления ПК, включающего в себя долины рек, водные объекты, луга, болота. Учет экологического состояния территорий по причине отсутствия соответствующих методик не осуществляется, в связи, с чем отсутствует экологическая составляющая как при определении рыночной стоимости земельных участков, так и в договорах аренды и земельных платежах.

В настоящее время в городе насчитывается 125 памятников природы регионального значения площадью 2666,8 га, из них 54 объекта утверждены по решению Мосгорисполкома от 21.12.87 г. № 2961 и 71 по решению Моссовета от 17.10.91 г. № 201. Самыми крупными из них являются “Серебряноборская терраса реки Москвы" (300 га), “Щукинский полуостров” (450 га), “Сходненский ковш” (107,2 га), “Склоны Ленинских гор” (90 га).

До настоящего времени более половины памятников природы находятся в неудовлетворительном состоянии, никто не несет за них правовой ответственности. Площадь памятников интенсивно уменьшается за счет самозахватов под строительство, преимущественно автостоянок и гаражей. Лишь 75 памятников природы (60%) имеют закрепленные актами регулятивных (красных) линий границы и нанесены на планшеты Мосгоргеотреста. На территории 21 памятника природы расположено 83 объекта предприятий и организаций, являющиеся сторонними пользователями.

Как показывает анализ, сторонние пользователи, не всегда использующие занимаемую территорию по целевому назначению, имеются также и на территории национального парка “Лосиный остров”. Для стимулирования рационального использования городских территорий необходимо установление арендной платы за землю на особо охраняемых природных территориях с повышающим коэффициентом с целью использования указанных дополнительных средств на развитие территорий Природного комплекса.

Помимо техногенной нагрузки на зеленые насаждения угнетающую роль выполняет рекреационная нагрузка и собирательство дикорастущих растений. Несмотря на существующий запрет, сбор растений, прежде всего, красиво цветущих и лекарственных, на территории города в последнее время заметно усилился. Этому способствует практически полное прекращение информирования населения о запрете сбора любых дикорастущих растений в Москве и торговля ими, отсутствие постоянного контроля за соблюдением этого запрета, действенных штрафных санкций за его нарушение и платежей за причиненный ущерб.

На территории Москвы произрастает более 130 видов растений, которые признаны редкими и уязвимыми в условиях города, некоторые из них находятся на грани исчезновения, 29 видов включены в перечень дикорастущих растений, подлежащих специальной охране.

. Озабоченность ситуацией в зеленом хозяйстве города отразилась в целом ряде постановлений правительства Москвы, принятых в последние годы. Все они направлены на принятие мер по защите растений в городе и повышение эффективности механизма управления зеленым хозяйством. Создана правовая и нормативно-методическая база по защите Природного комплекса Москвы.

В 1999 году принят Закон города Москвы “О защите зеленых насаждений”, не имеющий аналогов в России, в результате совместной работы городских властей, природоохранных организаций и “Гринпис”. Этот Закон регулирует практически все аспекты защиты зеленых насаждений, предусматривает двойное компенсаторное озеленение, новый порядок оформления документов, связанных с любыми видами рубки зеленых насаждений и т. д.

Каждый год правительство Москвы выпускает распорядительные документы по озеленению города с перечнем конкретных объектов озеленения и источники финансирования работ, которые практически полностью выполняются, несмотря на финансовые трудности.

Перечень созданных и реконструированных за последние годы объектов озеленения займет не одну страницу. Вот только некоторые из них. Создан Парк Победы на Поклонной горе площадью 120 га, Марьинский парк – более 100 га.

Правительство Москвы еще в 1998 г. утвердило ряд новых особо охраняемых природных территорий: ландшафтные заказники “Крылатские холмы”, “Теплый стан”, природные заказники “Воробьевы горы”, "Долина реки Сетунь”, природные парки “Тушинский”, “Москворецкий”, природно-исторические парки “Измайлово”, “Царицыно”, “Покровское-Стрешнево”, “Останкино”, “Петровско-Разумовское”.

Следующий этап – это закрепление границ линиями градостроительного регулирования и разработка проектной документации, определяющей экологически ориентированное использование этих территорий и обеспечивающей сохранение и повышение их экологической эффективности.

В 1999 г. под государственную охрану было принято 19 новых объектов садово-паркового искусства.

В городе завершена работа по созданию Красной книги редких и исчезающих видов растений и животных Москвы как нормативно-правового документа с обязательным перечнем экологических организаций и природоохранных мероприятий. По объему собранных и использованных оригинальных материалов, информативности, степени проработки мероприятий по сохранению и восстановлению редких и исчезающих видов растений и животных она не имеет себе равных в России.

Предполагается, что к 2020 г. около трети московских земель будут относиться к природному комплексу. При этом в городе будет более 2000 объектов природного комплекса, около 600 из них – в Центральном административном округе. В планах на ближайшие годы – существенное сокращение промышленных территорий, которые занимают сейчас 20,5 тыс. га площадей, 17 тыс. га из которых являются промзонами. Уже к 2005 году площади промзон будут сокращены до 13,5 тыс. га, а 16 из 65 промзон будут лишены этого статуса. Предприятия, входящие в их состав, будут ликвидированы или перепрофилированы. Бизнес-планы по переориентации готовы уже для 95 промышленных объектов, расположенных в центре столицы.

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ В УПРАВЛЕНИИ ПРИРОДНЫМ КОМПЛЕКСОМ

В системе мер по оздоровлению окружающей природной среды важная роль принадлежит сохранению и развитию территорий Природного комплекса городов и других населенных пунктов.

Состояние территории Природного комплекса Москвы специалисты-экологи в целом характеризуют как неудовлетворительное. Площадь зарезервированных под нужды озеленения и озелененных территорий продолжает сокращаться, главным образом за счет застройки. К тому же, ураган 1998 года нанес огромный ущерб зеленому хозяйству города. Только на особо охраняемых природных территориях было уничтожено тогда 31109 деревьев. Например, в памятнике природы “Ельник” и природном парке “Битцевский лес” на площади свыше 3 гектаров лес был уничтожен полностью.

Каждый год правительство Москвы выпускает распорядительные документы по озеленению города с перечнем конкретных объектов озеленения и источников финансирования работ.

Перечень созданных и реконструированных за последние годы объектов озеленения займет не одну страницу. Вот только некоторые из них. Создан Парк Победы на Поклонной горе площадью 120 га, Марьинский парк – более 100 га.

Правительство Москвы еще в 1998 г. утвердило ряд новых особо охраняемых природных территорий: ландшафтные заказники “Крылатские холмы”, “Теплый стан”, природные заказники “Воробьевы горы”, "Долина реки Сетунь”, природные парки “Тушинский”, “Москворецкий”, природно-исторические парки “Измайлово”, “Царицыно”, “Покровское-Стрешнево”, “Останкино”, “Петровско-Разумовское”.

Следующий этап – это закрепление границ линиями градостроительного регулирования и разработка проектной документации, определяющей экологически ориентированное использование этих территорий и обеспечивающей сохранение и повышение их экологической эффективности.

В 1999 г. под государственную охрану было принято 19 новых объектов садово-паркового искусства.

Самым крупным лесным массивом на территории города является национальный парк “Лосиный остров”.

Для стимулирования рационального использования городских территорий предлагается установление арендной платы за землю на особо охраняемых природных территориях с повышающим коэффициентом и направление указанных дополнительных средств на их развитие. К примеру, на том же Лосином острове в ряде случаев после вывода предприятий (промышленных, транспортных и других) рекультивация территории Природного комплекса не проводилась, так как связана со значительными затратами. Для оценки прошлого ущерба от загрязнения окружающей природной среды также предлагается использование процедуры экологического аудита указанных территорий. На основе результатов такой проверки необходимо составить кадастр потенциально опасных объектов, оказывающих негативное влияние на территории Природного комплекса города и осуществлять их страховую защиту.

ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС
И УЛУЧШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

Особенностью российской экологической политики является то, что она проводится в условиях социально-экономического кризиса общества при несформировавшихся рыночных отношений, слабых финансовых возможностей всех субъектов природопользования. Наблюдается четкая зависимость состояния окружающей среды от объема промышленного производства: чем больше хозяйственная активность в промышленности, тем хуже показатели состояния окружающей природной среды.

В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию главными задачами экологической политики на ближайшие годы признаются преодоление негативных проявлений деэкологизации производства и обеспечение стабилизации экологической ситуации в процессе выхода страны из экономического кризиса.

Общеизвестно, в сколь тяжелом положении находится российское промышленное производство. Московские предприятия не являются исключением, хотя благодаря общей экономической обстановке в городе острота кризиса не столь очевидна, как во многих российских регионах.

Экологическая обстановка и особенности проблем окружающей природной среды Москвы определяются, с одной стороны, спецификой местных природно-климатических условий, а с другой, - характером и масштабами воздействия на окружающую природную среду предприятий промышленности, транспорта, коммунального хозяйства и т.д.

Москва - самый плотно населенный город из мегаполисов, плотность населения составляет 8,45 тыс. чел./кв. км. На территории города расположено свыше 5000 промышленных предприятий.

В отраслевой структуре промышленности произошли существенные сдвиги. На роль ведущей отрасли города вышла пищевая промышленность. Учитывая конкурентоспособность московской пищевой промышленности по отношению к зарубежной, это можно рассматривать как позитивное явление, способствующее повышению устойчивости городской экономики.

Металлообработка - некогда одна из ведущих отраслей промышленности, утратила свои позиции. Также сократилась доля химической, нефтехимической, текстильной, швейной и др. отраслей промышленности. Падение производства сопровождалось быстрым старением основных фондов. Относительно замедлен этот процесс наблюдался в топливной промышленности, цветной металлургии и нефтехимии.

Вместе с тем в московском машиностроении еще сохранилась группа отраслей и производств, способных обеспечивать конкурентоспособную продукцию на базе самых передовых технологий. Это – аэрокосмическая и атомная промышленность, производство многих видов военной техники, приборо- и станкостроение, квантовая электроника, СВЧ - и лазерная техника, биотехнология и др.

Среди московских предприятий, продукция которых конкурентоспособна на мировом рынке – завод им. Хруничева, ВПК “МАПО”, НИИ “Химмаш”, НПО “Энергия”, КБ “Энергомаш”, НПО им. С.А. Лавочкина и др.

Долгое время народнохозяйственный комплекс столицы развивался в условиях социалистической системы хозяйствования. Мировая практика не знает таких примеров, когда крупный, международного значения центр легкой промышленности с преобладанием текстильного производства в необычайно короткие сроки изменил свою специализацию, превратившись в крупный машиностроительный центр. При этом сокращение промышленного производства в городе происходило в условиях расширения торговли и деятельности по финансовому обеспечению функционированию рынка. В настоящее время город является не только потребителем, но и крупнейшим посредником в торговле иностранными товарами с субъектами Российской Федерации и странами СНГ.

Около 1000 средних и крупных промышленных предприятий Москвы произвели в 1999 году 9% промышленной продукции России и 12% потребительских товаров. Около 60% объема прибыли всех предприятий и организаций Москвы приходится на промышленный сектор, в котором занята пятая часть работающих москвичей. В 1999 году рост производства отмечен в машиностроении, черной металлургии, топливной, мукомольной, химической и нефтехимической отраслях промышленности. Впервые за последние 5 лет АМО “ЗИЛ” увеличил выпуск автомобилей в 3,6 раза, АО “Москвич” – в 5,7 раза.

Промышленность Москвы потребляет огромное количество природных ресурсов, однако масштабы этого процесса во многом определяются низким коэффициентом реального использования вещества и энергии. В частности выпуск промышленной продукции в городе сейчас составляет менее 25% от уровня 1990 г., при этом объем забираемых вод фактически сохранился на прежнем уровне. Таким образом, водоемкость производства резко увеличилась. Такая же ситуация сложилась и с привозными топливными ресурсами. При сокращении общего объема производства, потребление топлива сократилось только на 18%. Аналогичная ситуация и с другими ресурсами, что говорит о возросшей ресурсоемкости промышленного производства в городе.

В связи с повышением цен на все виды ресурсов, включая земельные и трудовые, традиционные трудоемкие отрасли тяжелой промышленности, существующие в городе, оказались в неблагоприятной ситуации и вынужденно сокращают или перепрофилируют свое производство.

Промышленности Москвы требуется начать существенную перестройку в направлении к более эффективному использованию природных ресурсов.

В наше время влияние степени развития промышленности на экологическую безопасность окружающей среды в городе сложно и неоднозначно. Наиболее четко прослеживается влияние промышленных объектов на состояние атмосферного воздуха. Загрязнение воздуха в большинстве случаев связана с нерациональным размещением производственных мощностей; несовершенством технологических процессов на промышленных предприятиях; отсутствием пыле- и газоулавливающего оборудования или неэффективным его использованием; низкой экологической культурой.

Существенное влияние на окружающую среду оказывают объекты промышленной энергетики, где используется высокосернистое и высокозольное топливо.

Отсутствие или недостаточное использование ресурсосберегающих и экологически чистых технологий на промышленных предприятиях привело к накоплению огромных объемов отходов производства, которые при складировании занимают большие территории непосредственно в городе и ближайшем пригороде, ухудшая условия жизни населения.

В настоящее время в Москве по различным экспертным оценкам в год образуется около 13,1 млн. т. отходов: 3 млн. т. – промышленные отходы; 1,6 млн. т. – строительные отходы; 5,2 млн. т. – осадки очистных сооружений ливнестока, водопроводных станций и станций аэрации; 100 тыс. т.– медицинские отходы; 200 тыс. т. – биологические отходы; 3 млн. т. – твердые бытовые отходы (ТБО).

Промышленные отходы крупного современного города содержат более 100 наименований токсичных соединений и характеризуются достаточно высокой долей утилизируемых компонентов.

Анализ техногенного загрязнения города промышленными токсичными отходами по основному комплексному геохимическому показателю – величине суммарной предельной концентрации (СПК) – показывает, что более 25% территории города характеризуется высоким и максимальным уровнями загрязнения и, следовательно, повышенным риском для здоровья горожан. Техногенное воздействие промышленных предприятий весьма отрицательно сказывается и на качественном состоянии водных ресурсов. Критичность экологического состояния крупного промышленного центра, каким является Москва, закономерно проявляется через формирование локальных кризисных в эколого-социальном отношении зон. Промышленные территории в Москве занимают 20,5 тыс. га площадей, 17 тыс. га из которых являются промзонами.

К настоящему времени сформировались 65 промышленно-производственных зон, включающих промышленные, строительные, коммунально-складские, транспортные и другие предприятия. Промзоны распределены на территории Москвы неравномерно. Ряд промзон находятся в центре столицы и сформировались в прошлом столетии. Промзоны, расположенные в юго-восточном секторе Москвы сложились в середине XX века. В последнее время были сформированы промзоны в районах новостроек, а также на присоединенных к Москве в 1984 г. новых территориях за кольцевой автодорогой.

Для большинства промзон характерно нерациональное использование земель, малоэтажное промышленное и коммунальное строительство. Площадь реальных зон загрязнения от таких промзон, как правило, в 2-3 раза превышает их собственную площадь. Несколько промзон частично расположены в водоохранных зонах рек.

Около 60% предприятий промзон имеют очень малое отношение к столице. Их продукция вывозится, а практически все сырье ввозится из других городов и даже регионов.

Близость промышленных предприятий оказывает негативное влияние на жилую застройку города. Заболеваемость населения, по сравнению с районами, где почти нет промышленности, значительно выше:

Это определяет необходимость отделения промышленных предприятий от жилой застройки зелеными санитарно-защитными зонами.

Согласно программе вывода и перепрофилирования промышленных и непрофильных для столицы организаций еще в 1971 г. было намечено вывести 356 объектов, фактически выведено только 113 (32%).

В свете новой программы сокращения промышленных территорий, уже в ближайшее время запланирован вывод 267 предприятий из Центрального административного округа города. Уже к 2005 году, согласно расчетам ГУП НИиПИ Генплана г.Москвы, площади промзон должны быть сокращены до 13,5 тыс. га, а 16 из 65 промзон - лишены этого статуса. Предприятия, входящие в их состав, подлежат ликвидации или перепрофилированию. Бизнес-планы по переориентации производственной деятельности готовы уже для 95 промышленных объектов, расположенных в центре столицы.

Освобождать центр Москвы от промышленных предприятий будет выгодно и инвесторам. Так, по решению московских властей, стоимость выкупа права аренды земельного участка, занимаемого промышленным предприятием, будет уменьшаться на величину затрат по перебазированию предприятий и организаций, компенсации имущественных прав собственников зданий и других издержек. К экологически “вредным” производствам, не пожелавшим переехать добровольно будут приняты жесткие меры.

Безусловно, ликвидация экологически неблагополучных производств - один из самых эффективных способов решения комплекса социально-экологических проблем города. Но следует помнить, что примерно одна шестая часть всех рабочих мест в Москве принадлежит экологически и социально опасным производствам.

В этой связи, правильным будет переориентация производственной структуры; сокращение потребления водных, энергетических, сырьевых и материальных ресурсов; не ликвидация экологически неблагополучных производств, а их возрождение на принципиально новой экологически “чистой” технологической основе.

Изменение качественного состояния промышленного комплекса г. Москвы может быть обеспечено реализацией долгосрочной стратегии промышленной политики Правительства Москвы, ориентированной не только на стабилизацию промышленного производства, создание условий для обеспечения экономического роста и развития, приоритетных для города отраслей и видов производств, но и качественного изменения состава и структуры промышленного комплекса.

Правительства Москвы исходит из положения, что “поднять” промышленность можно лишь в том случае, если будет обеспечена поддержка предприятий. В этих условиях стратегическим направлением деятельности Правительства Москвы является работа по дальнейшей поддержке и защите московских товаропроизводителей.

Новизна заключается в корректировке промышленной политики на максимальное использование научно-технического потенциала города. Указанный подход в полной мере соответствует долгосрочной политике градостроительного развития г. Москвы как историко-культурного, туристического, делового центра России, дополненного научно-технологическим комплексом на высокой конкурентоспособной индустриальной основе.

Формируемая в этом направлении промышленная политика Москвы базируется на сочетании принципов федерального и регионального управления промышленностью, ее интеграции на взаимовыгодной основе с другими регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья.

Инструментом реализации стратегических и тактических мер указанной промышленной политики является “Комплексная программа промышленной деятельности в г. Москве на 1998 – 2000 годы”.

Целью программы является ресурсное, организационное и нормативно-правовое обеспечение формирования и реализации мер по созданию условий для формирования высокотехнологичного наукоориентированного промышленного комплекса, способного активно адаптироваться к динамично изменяющимся требованиям и условиям внутреннего и внешнего рынков.

Повышение конкурентоспособности продукции предлагается обеспечить совокупными и скоординированными усилиями промышленных предприятий с научными организациями (НИР и НИОКР по созданию новых видов продукции и перспективных технологий); органами управления Российской Федерации и г. Москвы (создание благоприятной экономической среды, включая таможенные условия); инвесторами (инвестиции и инновации в технологическое обоснование производства).

Мероприятия, предусмотренные указанной программой, осуществляются на основе и в соответствии с планом совместных действий Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы с учетом положения федеральной целевой программы “Национальная технологическая база (1996 – 2005 гг.)”

Одной из основных форм является создание совместных, в том числе малых, предприятий, оснащенных гибким универсальным оборудованием и являющихся поставщиками комплектующих изделий и полуфабрикатов для крупных и средних предприятий города.

Важным элементом развития промышленного комплекса должно стать осуществление единой технологической политики на промышленных предприятиях при условии обеспечения экологической безопасности и безопасных условий труда; внедрения технологий, обеспечивающих снижение ресурсоемкости продукции, в том числе технологий по энергосбережению; обеспечения рационального использования природных ресурсов.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
ВОДНЫХ РЕСУРСОВ МОСКОВСКОГО РЕГИОНА

(в рамках федеральной целевой программы
“Возрождение Волги”)

Особенностью Москвы, как субъекта Российской Федерации, является то, что водные объекты – источники ее водоснабжения (Москворецко-Вазузская и Волжская водные системы, включающие Можайское, Рузское, Озернинское, Истринское, Вазузское, Яузское, Верхне-Рузское водохранилища, реки Москву, Рузу, Озерну и Истру как тракты водоподачи, Иваньковское, Клязьминское Пестовское, Икшинское, Учинское водохранилища и канал им. Москвы) расположены на территориях других субъектов – Московской, Смоленской и Тверской областей и являются федеральной собственностью в пределах только водных акваторий.

Центральное хозяйственно-питьевое водоснабжение Москвы осуществляется из поверхностных источников - Москворецко-Вазузской и Волжской водохозяйственных систем. В настоящее время фактическое водопотребление исчерпывает производительность названных систем.

Всего на территории Москвы насчитывается 350 водоемов, порядка 100 малых рек и ручьев, общей протяженностью примерно 492,6 км. Из них 314 км закрытых участков (речных коллекторов) и 178,6 – открытых. На территории Москвы осталось всего 9 рек и ручьев, имеющих полностью открытые русла, 57 водотоков полностью заключены в коллектора. Количество открытых рек неуклонно сокращается.

Эколого-экономические исследования показывают, что большинство водных объектов столицы находится в неблагополучном состоянии по качеству воды, состоянию русла или ложа, благоустройству прибрежной территории. Питание малых рек и ручьев формируется из таких составляющих, как атмосферные осадки, стекающие с поверхности водосбора; атмосферные осадки, поступающие в реки через почвенно-грунтовый слой; поверхностные сбросы технических вод; утечки в грунтовые воды из инженерных коммуникаций; воды от разгрузки подземных горизонтов.

Последние три составляющие образуют некоторый фоновый уровень относительно стабильный как в количественном отношении, так и в отношении загрязнений. Этот фон по большинству показателей превышает значения ПДК и определяет изначальную загрязненность московских водных объектов, обусловленную общей загрязненностью всей городской среды.

Большинство водоемов и водотоков имеют воду, количество загрязнений, в которой превышает нормативы для водоемов культурно-бытового назначения.

Обследование рек и водоемов показывает, что большинство рек в устьевых участках имеют воду 5-6 класса качества, т.е. воду, в которой теоретически не может водиться рыба. Некоторые водоемы (верховые и верхнерусловые) имеют 3-4 класс качества воды, так как они в значительной степени защищены от неорганизованного поверхностного стока и сбросов, и в них, после некоторых мер по очистке и оздоровлению, качество воды может быть улучшено.

Водные ресурсы в Москве используются для хозяйственно-питьевого водоснабжения, в лечебно-оздоровительных и технических целях, а также для обводнительных санитарных попусков на реках. Ресурсы поверхностных и подземных вод формируются на территориях, затрагивающих значительные пространства Московской и сопредельных областей. Таким образом, использование водных ресурсов в Москве предполагает оценку их количества и качества в соответствии с заявленными потребностями, а также оценку влияния их эксплуатации на общее состояние водных ресурсов Центрального региона. Поэтому при оценке состояния водных ресурсов рассматривается не только территория Москвы, но также и территории других субъектов Российской Федерации, в пределах которых формируются запасы поверхностных и подземных вод.

Для водоснабжения в настоящее время в Москве используются поверхностные и подземные воды, ежедневно в город подается около 6 куб. км. пресной воды.

По проекту Генерального плана развития Москвы на период до 2020 г. предусматривается снижение среднегодовых объемов водопотребления питьевой воды в среднем до 5300 тыс. куб. м. в сутки и удельного водопотребления на хозяйственно-бытовые нужды с 470 до 435 литров, в т.ч. в жилых зданиях с 370 до 235 литров на человека в сутки за счет водо-сберегающих мероприятий.

В 1998 г. была разработана “Федеральная экологическая программа “Возрождение Волги” для территории Московской области”, которая является составной частью Федеральной целевой программы “Возрождение Волги”. Появление этой программы не случайно. Волга – крупнейшая река Европы. Бассейн Волги – это огромная территория, по площади равная двум с половиной Франциям, и примерно с такой же численностью населения. Однако расселение его неравномерное: если Московском регионе плотность населения сравнима с густонаселенными странами Европы (326 чел. на кв. км), то, например, в Костромской области она в 25 раз меньше.

Когда мы говорим о возрождении Волги, мы имеем в виду создание условий, способных переломить тенденцию деградации и способствовать восстановлению нарушенных экосистем в ее бассейне. Следует отметить, что антропогенная деградация коснулась практически всех компонентов природной среды: уровень потребления первичной биопродукции в бассейне чрезвычайно высок и достигает 80%; десятки видов растений и животных исчезают, сотни нуждаются в защите; недостаточная площадь заповедников и особо охраняемых природных территорий; в неудовлетворительном состоянии находятся водоохранные зоны.

Особую тревогу вызывает состояние водных ресурсов Волги. Помимо изменений гидрологического режима, произошла деградация большей части природных ландшафтов бассейна.

В промышленных центрах отсутствуют полигоны по обеззараживанию и захоронению твердых бытовых и токсичных промышленных отходов. От 30 до 70% удобрений смывается в водные объекты. Экологически неблагополучным является их состояние в районах расположения животноводческих ферм и комплексов с гидросмывом навоза.

В 1999 году на территории Волжского бассейна было выявлено свыше 200 очагов загрязнения подземных вод, отмечено истощение эксплуатационных запасов на 38 водозаборах.

Волга – это комплекс взаимосвязанных глобальных проблем: социальных, экологических и экономических. Нерациональное ресурсо- и энергоемкое развитие экономики при отсутствии концепции природопользования вообще и водного хозяйства в частности привело к кризису системного порядка в бассейне Волги.

Как следствие, в регионе отмечается рост заболеваемости и смертности среди населения, наметилась тенденция к подрыву его физического потенциала. Возникла насущная необходимость принятия кардинальных мер оздоровления экологической ситуации и предотвращения возникновения в регионе Волжского бассейна экологической катастрофы.

Основные цели ФЦП “Возрождение Волги” предусматривают:

Реализация программных мероприятий предлагается на 6 уровнях: федеральном, бассейновом, отраслевом, территориальном и муниципальном уровнях, а также на уровне хозяйственной деятельности отдельных хозяйствующих субъектов.

Программа рассчитана на 15 лет (1996 – 2010 гг.). В ней определены приоритетные направления поэтапной реализации мероприятий 10 основных направлений, среди которых совершенствование системы использования и охраны водных ресурсов; развитие особо охраняемых природных территорий региона; создание системы мониторинга окружающей среды Волжского бассейна и развитие геоинформационных систем (ГИС); экологическое образование и воспитание и пр.

Учитывая сложную многоуровневую структуру программы и разнообразие источников финансирования, для решения задач реализации и контроля организована система государственных заказчиков.

Следует отметить, что на территории Волжского бассейна осуществляется действие 53 различных федеральных, целевых и государственных научно-технических программ, реализуемых в настоящее время. Ряд программ непосредственно связан с решением задач ФЦП “Возрождение Волги”.

Основные направления улучшения использования водных ресурсов и оздоровления экологии Волжского бассейна лежат в области водопотребления и водопользования.

На территории бассейна отмечается напряженная ситуация с обеспечением населения качественной питьевой водой. До 50% населения вынуждено использовать для питья воду, которая не в полной мере соответствует требованиям ГОСТа.

 

Hosted by uCoz