ОДОБРЕНА
распоряжением
Правительства
Российской Федерации
от 31 августа 2002 г. #
1225-р
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Современный экологический кризис ставит под угрозу возможность устойчивого развития человеческой цивилизации. Дальнейшая деградация природных систем ведет к дестабилизации биосферы, утрате ее целостности и способности поддерживать качества окружающей среды, необходимые для жизни. Преодоление кризиса возможно только на основе формирования нового типа взаимоотношений человека и природы, исключающих возможность разрушения и деградации природной среды. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. Россия играет ключевую роль в поддержании глобальных функций биосферы, так как на ее обширных территориях, занятых различными природными экосистемами, представлена значительная часть биоразнообразия Земли. Масштабы природно-ресурсного, интеллектуального и экономического потенциала Российской Федерации обусловливают важную роль России в решении глобальных и региональных экологических проблем. К числу основных факторов деградации природной среды на мировом уровне относятся:
- рост потребления
природных ресурсов при сокращении их запасов;
- увеличение
численности населения планеты при сокращении территорий, пригодных
для проживания людей;
- деградация основных компонентов биосферы,
включая сокращение биологического разнообразия, связанное с этим
снижение способности природы к саморегуляции и как следствие -
невозможность существования человеческой цивилизации;
- возможные
изменения климата и истощение озонового слоя Земли;
- возрастание
экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных
катастроф;
- недостаточный для перехода к устойчивому развитию
человеческой цивилизации уровень координации действий мирового
сообщества в области решения экологических проблем и регулирования
процессов глобализации;
- продолжающиеся военные конфликты и
террористическая деятельность. К числу основных факторов деградации
природной среды Российской Федерации относятся: - преобладание
ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что
приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации
природной среды;
- низкая эффективность механизмов
природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие
рентных платежей за пользование природными ресурсами;
- резкое
ослабление управленческих, и прежде всего контрольных, функций
государства в области природопользования и охраны окружающей
среды;
- высокая доля теневой экономики в использовании природных
ресурсов;
- низкий технологический и организационный уровень
экономики, высокая степень изношенности основных фондов;
-
последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни
населения;
- низкий уровень экологического сознания и
экологической культуры населения страны.
Эти факторы должны учитываться при
проведении в Российской Федерации единой государственной политики в
области экологии.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели,
направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации
единой государственной политики в области экологии на долгосрочный
период. Сохранение природы и улучшение окружающей среды являются
приоритетными направлениями деятельности государства и общества.
Природная среда должна быть включена в систему
социально-экономических отношений как ценнейший компонент
национального достояния. Формирование и реализация стратегии
социально-экономического развития страны и государственная политика
в области экологии должны быть взаимоувязаны, поскольку здоровье,
социальное и экологическое благополучие населения находятся в
неразрывном единстве. Экологическая доктрина базируется на
Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных
нормативных правовых актах Российской Федерации, международных
договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и
рационального использования природных ресурсов, а также на: -
фундаментальных научных знаниях в области экологии и смежных
наук;
оценке современного состояния природной среды и ее
воздействия на качество жизни населения Российской Федерации;
-
признании важного значения природных систем Российской Федерации для
глобальных биосферных процессов;
- учете глобальных и
региональных особенностей взаимодействия человека и природы.
Настоящий документ учитывает также рекомендации Конференции ООН по
окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и последующих
международных форумов по вопросам окружающей среды и обеспечения
устойчивого развития.
2. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ
И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Стратегической целью государственной политики в области
экологии является сохранение природных систем, поддержание их
целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития
общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и
демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности
страны. Для этого необходимы:
- сохранение и восстановление
природных систем, их биологического разнообразия и способности к
саморегуляции как необходимого условия существования человеческого
общества;
- обеспечение рационального природопользования и
равноправного доступа к природным ресурсам ныне живущих и будущих
поколений людей;
- обеспечение благоприятного состояния
окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и
здоровья населения. Государственная политика в области экологии
базируется на следующих основных принципах:
- устойчивое
развитие, предусматривающее равное внимание к его экономической,
социальной и экологической составляющим, и признание невозможности
развития человеческого общества при деградации природы;
-
приоритетность для общества жизнеобеспечивающих функций биосферы по
отношению к прямому использованию ее ресурсов;
- справедливое
распределение доходов от использования природных ресурсов и доступа
к ним;
- предотвращение негативных экологических последствий в
результате хозяйственной деятельности, учет отдаленных экологических
последствий;
- отказ от хозяйственных и иных проектов, связанных
с воздействием на природные системы, если их последствия
непредсказуемы для окружающей среды;
- природопользование на
платной основе и возмещение населению и окружающей среде ущерба,
наносимого в результате нарушения законодательства об охране
окружающей среды;
- открытость экологической информации;
-
участие гражданского общества, органов самоуправления и деловых
кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в
области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ
ЭКОЛОГИИ
Обеспечение устойчивого
природопользования
Основными задачами в указанной сфере
являются неистощительное использование возобновляемых и рациональное
использование невозобновляемых природных ресурсов. Для этого
необходимы:
- внедрение комплексного природопользования, его
ориентация на цели устойчивого развития Российской Федерации,
включая экологически обоснованные методы использования земельных,
водных, лесных, минеральных и других ресурсов;
- сокращение в
структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих
природные ресурсы;
развитие наукоемких природосберегающих
высокотехнологичных производств;
- сохранение разнообразия
используемых биологических ресурсов, их внутренней структуры и
способности к саморегуляции и самовоспроизводству;
- максимально
полное использование извлеченных полезных ископаемых и добытых
биологических ресурсов, минимизация отходов при их добыче и
переработке;
- минимизация ущерба, наносимого природной среде при
разведке и добыче полезных ископаемых;
рекультивация земель,
нарушенных в результате разработки месторождений полезных
ископаемых;
- внедрение систем обустройства сельскохозяйственных
земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным
ландшафтам, развитие экологически чистых сельскохозяйственных
технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия
почв на землях сельскохозяйственного назначения;
- поддержание
традиционной экологически сбалансированной хозяйственной
деятельности;
- предотвращение и пресечение всех видов
нелегального использования природных ресурсов, в том числе
браконьерства, и их незаконного оборота.
Снижение загрязнения окружающей среды
и ресурсосбережение Основной задачей в указанных сферах является
снижение загрязнения окружающей среды выбросами, сбросами и
отходами, а также удельной энерго- и ресурсоемкости продукции и
услуг. Для этого необходимы: - внедрение ресурсосберегающих и
безотходных технологий во всех сферах хозяйственной
деятельности;
- технологическое перевооружение и постепенный
вывод из эксплуатации предприятий с устаревшим оборудованием;
-
оснащение предприятий современным природоохранным
оборудованием;
- обеспечение качества воды, почвы и атмосферного
воздуха в соответствии с нормативными требованиями;
- сокращение
удельного водопотребления в производстве и жилищно-коммунальном
хозяйстве;
- поддержка экологически эффективного производства
энергии, включая использование возобновляемых источников и
вторичного сырья;
- развитие систем использования вторичных
ресурсов, в том числе переработки отходов;
- снижение потерь
энергии и сырья при транспортировке, в том числе за счет
экологически обоснованной децентрализации производства энергии,
оптимизации системы энергоснабжения мелких потребителей;
-
модернизация и развитие экологически безопасных видов транспорта,
транспортных коммуникаций и топлива, в том числе неуглеродного;
-
переход к экологически безопасному общественному транспорту -
основному виду передвижения в крупных городах;
- развитие
экологически безопасных технологий реконструкции
жилищно-коммунального комплекса и строительства нового жилья;
-
поддержка производства товаров, рассчитанных на максимально
длительное использование.
Сохранение и восстановление
природной среды
Основными задачами в указанной сфере
являются сохранение и восстановление ландшафтного и биологического
разнообразия, достаточного для поддержания способности природных
систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной
деятельности. Для этого необходимы:
- сохранение и восстановление
оптимального для устойчивого развития страны и отдельных регионов
комплекса наземных, пресноводных и морских природных систем;
-
сохранение и восстановление редких и исчезающих видов живых
организмов в естественной среде их обитания, в неволе и генетических
банках;
- создание и развитие особо охраняемых природных
территорий разного уровня и режима, формирование на их основе, а
также на основе других территорий с преобладанием естественных
процессов природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого
компонента развития регионов и страны в целом, сохранение уникальных
природных комплексов;
- сохранение и восстановление целостности
природных систем, в том числе предотвращение их фрагментации в
процессе хозяйственной деятельности при создании гидротехнических
сооружений, автомобильных и железных дорог, газо- и нефтепроводов,
линий электропередачи и других линейных сооружений;
- сохранение
и восстановление природного биологического разнообразия и ландшафтов
на хозяйственно освоенных и урбанизированных территориях.
4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ Обеспечение безопасности при
осуществлении потенциально опасных видов деятельности и при
чрезвычайных ситуациях
Основной задачей в этой области
является обеспечение экологической безопасности потенциально опасных
видов деятельности, реабилитация территорий и акваторий,
пострадавших в результате техногенного воздействия на окружающую
среду. Для этого необходимы:
- осуществление в приоритетном
порядке учета интересов и безопасности населения при решении
вопросов о потенциально опасных производствах и видах
деятельности;
- обеспечение радиационной и химической
безопасности и снижение риска воздействия на здоровье человека и
окружающую среду при проектировании, строительстве, эксплуатации и
выводе из эксплуатации промышленных и энергетических объектов (в том
числе ядерных установок, включая АЭС, химических, горно-добывающих
предприятий и т.п.);
- разработка и реализация мер по снижению и
предотвращению экологического ущерба от деятельности Вооруженных Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований, в том
числе при пусках ракет любого вида;
- обеспечение экологической
безопасности при разоружении, в том числе уничтожении ракет и
ракетного топлива, запасов и производств химического оружия, а также
решение проблемы старого химического оружия;
- снижение
производства и использования токсичных и других особо опасных
веществ, обеспечение их безопасного хранения;
планомерная
ликвидация накопителей токсичных отходов;
- обеспечение
экологической безопасности при обращении с радиоактивными
веществами, радиоактивными отходами и ядерными материалами;
-
разработка системы чрезвычайного реагирования и системы оповещения
на экологически опасных объектах;
- разработка мер по
предупреждению и ликвидации экологических последствий вооруженных
конфликтов;
- реабилитация территорий и акваторий, подвергшихся
негативному влиянию хозяйственной деятельности, в том числе
радиационному и химическому воздействию;
- реабилитация
территорий и акваторий, загрязненных в процессе функционирования
объектов ракетно-космической и атомной отраслей промышленности, в
том числе при производстве, испытании, хранении и уничтожении оружия
массового поражения, а также в результате деятельности Вооруженных
Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Экологические приоритеты в
здравоохранении
Основными задачами в указанных областях
являются улучшение качества жизни, здоровья и увеличение
продолжительности жизни населения путем снижения неблагоприятного
воздействия экологических факторов и улучшения экологических
показателей окружающей среды. Для этого необходимы:
- оценка и
снижение экологических рисков здоровья населения;
- обеспечение
качества воздуха и воды в соответствии с установленным нормами;
-
обеспечение населения экологически безопасными продуктами питания, в
том числе контроль за ввозом, производством и оборотом продуктов
питания и их компонентов, полученных из их генетически измененных
форм;
- обеспечение экологической безопасности жилья, одежды,
бытовой техники и других предметов домашнего обихода;
-
проведение реконструкции населенных пунктов и промышленных зон в
целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
-
оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах
экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным
экологическим воздействиям (дети, беременные женщины, кормящие
матери и др.);
- приоритетное оказание лечебной помощи и/или
предоставление компенсации за утраченное здоровье лицам,
пострадавшим от химического, радиационного и других воздействий,
связанных с экологически опасной деятельностью, а также их
потомкам;
- поэтапное переселение населения из зон экологического
бедствия, техногенных и природных катастроф, не поддающихся
реабилитации;
- переход хозяйственного комплекса в регионах с
экстремальными природно-климатическими условиями на
высокоэффективные автоматизированные технологии, применение вахтовой
и ротационной систем ведения работ.
Предотвращение и снижение
экологических последствий чрезвычайных ситуаций
Основной
задачей в указанной области является выявление и минимизация
экологических рисков для природной среды и здоровья населения,
связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера. Для этого необходимы: - своевременное
прогнозирование и выявление возможных экологических угроз, включая
оценку природных и техногенных факторов возникновения возможных
чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими
последствиями;
- разработка и осуществление мер по снижению риска
чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими
последствиями;
- обучение населения правилам поведения, действиям
и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными
экологическими последствиями;
- разработка и совершенствование
универсальных средств защиты населения и территорий при
возникновении чрезвычайных ситуаций с негативными экологическими
последствиями.
Предотвращение терроризма,
создающего опасность для окружающей среды
Основной
задачей в указанной области является предотвращение террористических
актов, вызывающих ухудшение экологической обстановки и деградацию
природной среды. Для этого необходимы:
- предотвращение диверсий
и техногенных аварий с негативными последствиями для окружающей
среды;
- предотвращение преднамеренного применения химических
веществ, вызывающих деградацию природной среды;
- предотвращение
умышленных пожаров, вызывающих уничтожение природных и аграрных
экосистем, а также предотвращение ввоза и распространения с
террористическими целями видов живых организмов, вызывающих
нарушения в данных экосистемах. Контроль за использованием и
распространением чужеродных видов и генетически измененных
организмов Основной задачей в этой области является организация
контроля за ввозом, использованием и распространением на территории
страны чужеродных видов и генетически измененных организмов. Для
этого необходимы: - обеспечение эффективной работы карантинных
служб, предотвращение проникновения и несанкционированного ввоза на
территорию страны чужеродных видов и генетически измененных
организмов, а также вредителей, переносчиков и возбудителей
заболеваний;
- контроль за проведением акклиматизационных работ
внутри страны;
- разработка и реализация системы мероприятий по
предотвращению неконтролируемого распространения чужеродных видов и
генетически измененных организмов в природной среде и ликвидации
последствий этих процессов;
- контроль и обеспечение безопасного
использования чужеродных видов и генетически измененных организмов в
хозяйственном обороте.
5. ПУТИ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Развитие системы государственного управления
охраной окружающей среды и природопользованием
Основной
задачей в указанной сфере является обеспечение эффективного
государственного управления охраной окружающей среды и
использованием природных ресурсов, соответствующего демократическому
устройству и рыночной экономике. Для этого необходимы:
- развитие
государственного регулирования охраны окружающей среды и
использования природных ресурсов с учетом различных форм их
освоения;
- четкое разграничение полномочий и ответственности
между федеральными и региональными органами государственной власти и
органами местного самоуправления в области контроля за
использованием ресурсов и состоянием окружающей природной
среды;
- учет экологических проблем при регулировании отношений
собственности на природные ресурсы;
- обеспечение
государственного, ведомственного, производственного, муниципального
и общественного экологического контроля, а также совершенствование
системы лицензирования, сертификации и паспортизации;
- развитие
государственного нормирования и контроля качества окружающей среды и
установление единых требований к хозяйствующим субъектам;
-
совершенствование механизма и усиление роли государственной и
общественной экологической экспертизы, включая экспертизу проектов,
технологий и государственных программ;
- внедрение стратегической
оценки воздействия на окружающую среду и анализа ее состояния в
масштабах страны и регионов;
- поддержание в постоянной
готовности органов управления, сил и средств реагирования на
возникающие экологические угрозы и чрезвычайные ситуации;
-
создание в секторах промышленности, в которых осуществляется
потенциально опасная деятельность, специализированных подразделений,
предназначенных для предотвращения и ликвидации негативных
последствий такой деятельности;
- наделение должностных лиц,
осуществляющих контроль за соблюдением законодательства в области
использования природных ресурсов и охраны окружающей среды,
необходимыми полномочиями, обеспечение им государственной защиты и
предоставление социальных гарантий.
Нормативное правовое
обеспечение и правоприменение
Основными задачами в
указанной сфере являются создание эффективного правового механизма
обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности,
а также совершенствование правоприменительной практики в целях
обеспечения адекватной ответственности за экологические
правонарушения и ее неотвратимости. Для этого необходимы:
-
устранение противоречий между природно-ресурсными и природоохранными
нормами законодательства Российской Федерации, а также между
законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных
отраслей права;
- обеспечение реализации законодательных актов
путем принятия подзаконных нормативных правовых актов, необходимых
для полноценного применения федеральных законов;
- правовое
закрепление необходимости представления экологического обоснования
деятельности как одного из обязательных условий при проведении
конкурсов, тендеров, аукционов на право реализации и/или выбора
проектов;
- развитие системы государственных стандартов
Российской Федерации в области охраны окружающей среды, закрепление
в правовой системе Российской Федерации международных экологических
стандартов, обеспечивающих снижение антропогенной нагрузки на
окружающую среду;
- гармонизация законодательства Российской
Федерации в области охраны окружающей среды и норм международного
права в этой области в рамках обязательств Российской Федерации по
международным договорам;
- развитие и активизация судебных
механизмов разрешения противоречий между интересами населения,
субъектов хозяйственной деятельности и государства в области охраны
окружающей среды;
- укрепление системы прокурорского надзора и
реализация мер прокурорского реагирования в области охраны
окружающей среды;
- совершенствование методик расчета и практики
компенсации ущерба в результате экологических правонарушений и/или
осуществление экологически опасных видов деятельности;
-
обеспечение применения механизмов прекращения незаконной
деятельности. Экономические и финансовые механизмы
Основной задачей в этой области является экономическое
регулирование рыночных отношений в целях рационального
неистощительного природопользования, снижения нагрузки на природную
среду, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на
природоохранную деятельность. Для этого необходимы:
-
обеспечение перехода в сфере природопользования к системе рентных
платежей;
- включение в экономические показатели полной стоимости
природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также
стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг);
-
создание полноценного механизма взимания с хозяйствующих субъектов,
эксплуатирующих природные ресурсы, платежей и их использование на
сохранение и восстановление природной среды, в том числе
биоразнообразия;
- реализация в полной мере принципа
"загрязнитель платит";
обеспечение зависимости размеров платы за
выбросы и сбросы от их объема и опасности для окружающей среды и
здоровья населения;
- разработка научно обоснованной методики
определения размера компенсаций за ущерб, наносимый окружающей среде
и здоровью граждан в процессе хозяйственной деятельности, при
техногенных и природных чрезвычайных ситуациях, а также в результате
экологически опасной деятельности, в том числе военной, обеспечение
обязательной компенсации экологического ущерба окружающей среде и
здоровью населения;
- обеспечение адекватного бюджетного
финансирования охраны окружающей среды как одного из приоритетных
направлений деятельности государства;
- создание системы
финансирования природоохранных работ на конкурсной основе за счет
средств бюджетов всех уровней и внебюджетных источников;
-
формирование и применение налоговой и тарифной политики,
стимулирующей переориентацию экспорта с сырья на продукты глубокой
переработки;
- создание и применение системы налогов и пошлин,
стимулирующих использование экологически чистых технологий, товаров
и услуг независимо от страны-производителя;
- совершенствование
механизмов изменения форм собственности и купли-продажи земли,
природных ресурсов и хозяйственных объектов с учетом задач
сохранения и восстановления природной среды (включая оценку прошлого
экологического ущерба, обязательства по проведению реабилитационных
мероприятий и др.);
- установление механизма финансовых гарантий,
включая экологическое страхование, связанных с возможным негативным
воздействием на окружающую среду;
- содействие развитию
экологического аудита действующих предприятий, предпринимательству в
сфере охраны окружающей среды и добровольной сертификации;
-
внедрение рыночных механизмов охраны природы, в том числе
стимулирующих повторное использование и вторичную переработку
промышленных товаров;
- введение ответственности производителя за
произведенный продукт на всех стадиях - от получения сырья и
производства до утилизации;
создание условий для внедрения
системы лизинга экологически безопасных промышленных товаров
длительного пользования, в том числе для личных нужд;
-
использование схем международных финансово-экономических расчетов с
учетом вклада стран в обеспечение глобальной устойчивости биосферы
(-долги за природу-, углеродный кредит и другие механизмы,
предусматриваемые международными конвенциями и соглашениями);
-
формирование условий для стимулирования благотворительности в
области охраны природы.
Экологический мониторинг и
информационное обеспечение
Основной задачей в этих
областях является обеспечение государственных и муниципальных
органов, юридических лиц и граждан достоверной информацией о
состоянии окружающей среды и ее возможных неблагоприятных
изменениях. Для этого необходимы:
- развитие единой
государственной системы экологического мониторинга на всей
территории страны, включая мониторинг биотических и абиотических
компонентов природной среды;
- совершенствование нормативной
базы, регламентирующей взаимодействие федеральных органов
исполнительной власти, осуществляющих государственный экологический
мониторинг, включая формирование фонда информационных ресурсов;
-
совершенствование системы показателей, создание методологии
экологического мониторинга Российской Федерации, а также техническое
и материальное обеспечение деятельности системы экологического
мониторинга;
- обеспечение достоверности и сопоставимости данных
экологического мониторинга по отдельным отраслям экономики и
регионам страны;
- совершенствование системы учета и контроля
ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;
- проведение
работ по выявлению зон экологического бедствия;
- выявление и
обозначение на местности всех территорий, подвергшихся
радиоактивному и химическому загрязнению в масштабах, представляющих
опасность для окружающей среды и населения;
- инвентаризация
экологически опасных производств, сооружений и захоронений
отходов;
оценка риска возникновения чрезвычайных экологических
ситуаций и путей их предотвращения;
- формирование и ведение
кадастров экологически опасных объектов на федеральном, региональном
и муниципальном уровнях;
- инвентаризация территории для
выявления и специальной охраны земель, пригодных для производства
экологически чистой сельскохозяйственной продукции, водных объектов
со стратегическими запасами питьевой воды, природных комплексов,
выполняющих особо важные средообразующие функции и обладающих особым
рекреационно-оздоровительным значением;
- формирование системы
государственных кадастров природных ресурсов, особо охраняемых
природных территорий и территорий традиционного
природопользования;
- обеспечение открытости информации о
состоянии окружающей среды и возможных экологических
угрозах;
бесплатный доступ граждан к информации в сфере экологии,
жизненно важной для их безопасности;
- информационное обеспечение
учета результатов государственной экологической экспертизы всех
проектов, программ и объектов, подлежащих обязательной экологической
экспертизе.
Научное
обеспечение
Основными задачами научного обеспечения в
сфере защиты окружающей среды являются развитие научных знаний об
экологических основах устойчивого развития, выявление новых
экологических рисков, порождаемых развитием общества, а также
природными процессами и явлениями. Для этого необходимы:
-
формирование теоретических и технологических основ перехода к
устойчивому развитию Российской Федерации;
- разработка
экологической составляющей стратегического прогноза развития
России;
- исследование возможного глобального и регионального
изменения климата и его последствий для природной среды;
-
исследование биологических систем и их средообразующих функций,
определение пределов устойчивости и экологической емкости природных
систем;
- разработка экологически эффективных и
ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов,
продукции и оборудования, в том числе в сельском хозяйстве;
-
разработка научных принципов и технологий использования
возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных,
охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их
устойчивое воспроизводство;
- разработка принципов использования
атмосферного воздуха (воздушных ресурсов) в целях сохранения
окружающей среды;
- разработка эффективных методов сохранения
биологического разнообразия, включая развитие сети особо охраняемых
природных территорий, сохранение и восстановление редких и ценных
видов животных и растений, а также природных сообществ и
систем;
- анализ распространения чужеродных и генетически
измененных видов живых организмов и разработка соответствующих
методов контроля и снижения негативных последствий этих
процессов;
- разработка методологии и методов
эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости
природных объектов с учетом их средообразующей функции, для
использования при принятии решений в различных отраслях экономики
Российской Федерации;
- создание основ определения экологических
рисков в целях создания системы управления качеством природной
среды;
- разработка средств и методов предупреждения и ликвидации
загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных
отходов;
- изучение связи между заболеваниями людей и изменениями
качества окружающей среды;
- разработка и развитие современных
методов экологического мониторинга, а также информационных
технологий в целях государственного управления в области
природопользования и охраны окружающей среды.
Экологическое образование и
просвещение
Основной задачей в этих областях является
повышение экологической культуры населения, образовательного уровня
и профессиональных навыков и знаний в области экологии. Для этого
необходимы:
- создание государственных и негосударственных
систем непрерывного экологического образования и просвещения;
-
включение вопросов экологии, рационального природопользования,
охраны окружающей среды и устойчивого развития Российской Федерации
в учебные планы на всех уровнях образовательного процесса;
-
усиление роли социальных и гуманитарных аспектов экологического
образования и эколого-просветительской деятельности;
- подготовка
и переподготовка в области экологии педагогических кадров для всех
уровней системы обязательного и дополнительного образования и
просвещения, в том числе по вопросам устойчивого развития Российской
Федерации;
- включение вопросов формирования экологической
культуры, экологического образования и просвещения в федеральные
целевые, региональные и местные программы развития территорий;
-
государственная поддержка деятельности системы образования и
просвещения, осуществляющих экологическое просвещение и
образование;
- разработка стандартов образования, ориентированных
на разъяснение вопросов устойчивого развития Российской
Федерации;
- развитие системы подготовки в области экологии
руководящих работников различных сфер производства, экономики и
управления, а также повышения квалификации специалистов
природоохранных служб, правоохранительных и судебных органов;
-
повышение информированности деловых кругов по вопросам
законодательства в области охраны окружающей среды, рационального
природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а
также обучение их методам управления с учетом экологического
фактора;
- поддержка и публикация материалов по вопросам экологии
в средствах массовой информации.
Развитие гражданского общества
как условие реализации государственной политики в области
экологии
Основной задачей в этой области является
государственное содействие экологизации гражданского общества. Для
этого необходимы:
- совершенствование законодательства для
создания правовых условий, позволяющих гражданам участвовать в
принятии и реализации экологически значимых решений, в том числе
путем проведения опросов, общественных слушаний, общественных
экспертиз и референдумов;
- обеспечение возможности прохождения
альтернативной гражданской службы на объектах и в структурах,
реализующих политику в области экологии;
- поддержка
экологических общественных движений и благотворительной
деятельности;
- создание условий для поддержания и развития
традиционного экологически сбалансированного природопользования
коренных малочисленных народов;
- совершенствование
законодательства в целях развития общественного экологического
контроля, в том числе общественных инспекций. Региональная политика
в области экологии Основными задачами в этой области являются
экологически обоснованное размещение хозяйственных и
жилищно-коммунальных объектов и максимальное использование
возможностей и специфики субъектов Российской Федерации для
устойчивого развития страны. Для этого необходимы: - внедрение
природно-ландшафтного, в том числе бассейнового, принципа управления
природными комплексами;
- концентрация имеющихся и создаваемых
производств на уже трансформированных землях и в районах с развитой
инфраструктурой;
- резервирование на основе
эколого-экономического обоснования, в том числе исключение из
хозяйственного использования, территорий, еще не освоенных или мало
затронутых хозяйственной деятельностью, либо непревышение
экологической емкости природных систем при освоении этих
территорий;
- учет задач по сохранению целостности природных
комплексов в процессе территориального планирования;
- расширение
практики использования местных природных, сырьевых и энергетических
ресурсов на основе экологически чистых технологий;
- обеспечение
приоритетного участия коренных малочисленных народов в выборе
стратегии развития территорий, на которых они традиционно
проживают.
Международное сотрудничество Основной
задачей в этой области является реализация интересов Российской
Федерации путем участия в решении глобальных и региональных
экологических проблем и регулировании глобализации в интересах
устойчивого развития мирового сообщества. Для этого необходимы:
-
участие Российской Федерации в консолидации усилий мирового
сообщества по сохранению окружающей среды, в том числе в разработке
и выполнении международных договоров по ее охране;
- содействие
экологизации положений действующих и планируемых международных
договоров;
- активное участие в международных экологических
организациях, в том числе входящих в систему Организации
Объединенных Наций;
- обеспечение обязательной государственной
экологической экспертизы и экологического контроля всех
международных программ и проектов, реализуемых на территории
России;
- упреждающее воздействие на процесс глобализации путем
активного участия Российской Федерации в международных переговорах,
касающихся использования природных ресурсов, трансграничного
перемещения технологий, товаров и услуг, способных нанести
экологический ущерб населению и природной среде.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКТРИНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики в области экологии по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации и отраслей экономики.